Как ни стараются американские звукозаписывающие компании, цифровую защиту их продукции будут ломать намного быстрее, чем будет придумана новая. Таковы законы программирования… Звукозаписывающие компании во главе с Американской Ассоциацей индустрии звукозаписи, накинувшиеся на все на свете, где встречается принеприятнейшее сочетание «mp3», не успокоились до сих пор. Недавно они придумали так называемые «цифровые водяные знаки» — это все для того, чтобы, вставив диск в домашний центр, покупатель услышал музыку, а нечестивец, воспользовавшийся компьютерным CD-ROM, получил сильно искаженную запись — ибо нечего тут копировать все подряд!
Однако у небольшого количества покупателей диски отказались нормально читаться на бытовых CD-проигрывателях, что вызвало справедливое возмущение. Диски им, конечно, обменяли без лишнего шума, но не успокоились на этом и приступили к разработке более совершенного механизма защиты. Конечно, проблема не только в этом: подобные меры нарушают право покупателя использовать купленную (и за немалые деньги) запись так, как ему угодно, в том числе делать резервную копию или просто дать послушать диск соседу.
Вообще звукозаписывающей индустрии как будто шлея под хвост попала. Мало ей «водяных знаков», которые работают непонятно как, так еще она планирует встроить механизмы защиты копирайтов практически во все приборы бытовой электроники и компьютеры. Новую инициативу рассчитывают даже «протащить» через Конгресс США.
К концу квартала этого года небольшой сюрприз готовят и телекомпании, решившие, что с таким безобразием, как запись и распространение телепрограмм в онлайне, пора покончить. Сейчас этот вопрос они воспринимают особенно болезненно — ведь в США уже в этом году телепередачи должны перейти на цифровой формат. А это значит, что копировать и передавать видеофайлы станет значительно проще.
Но, позвольте, в чем смысл подобного решения? Ведь об упущенной прибыли говорить не приходится: телекомпании не потеряют ни цента от того, что кто-то решит обмениваться видеофайлами по Сети. Можно выразиться и более откровенно: не очень-то их интересуют авторские права — суть в том, что некоторые хотят попытаться взимать плату за уникальную возможность поделиться с другом свежезаписанным шоу «Как стать миллионером». Но кто согласится платить за такое удовольствие — непонятно. К тому же далеко не все даже в суперблагополучной Америке имеют возможность скачивать фильмы: по результатам опросов пользователей интернета, проведенным в декабре 2001 года, только 10 процентов американцев имеют широкополосный доступ в Сеть и только 2 процента пользователей приобретали или скачивали фильмы в онлайне.
И какой смысл защищать фильмы от размещения в онлайне, когда видеомагнитофоны (или другие устройства для записи видео) есть практически в каждой американской семье? Их-то уже точно запретить не получится! Хотя двадцать лет назад ломались те же копья именно по поводу бытовых видеомагнитофонов с функцией записи, в 1984 году Верховный суд США постановил, что запись телепередач на видео в домашних условиях пиратством не является. Приблизительно та же история происходила с многострадальным форматом mp3 — в 1998 году RIAA пыталась запретить производство mp3-плейеров. В судебной тяжбе Ассоциация проиграла…
Думается, что защита от размещения телепрограмм в интернете все-таки будет введена. Что от этого изменится? Да ничего. Пользователи платить больше, чем сейчас, ни за что не будут, прибыли телекомпаний не вырастут, авторские гонорары останутся на прежнем уровне. Хотя бы потому, что «защита эта будет сломана, потом придумана новая, но ее сломают снова. Такова реальность этого бизнеса», — заявил Пол-Джон Макнили, директор по исследованиям GartnerG2. Уточним: ломать будут гораздо быстрее, чем защищать вновь. Таковы законы программирования…
По материалам сервера vesti.ru